- Синагога
-
СИНАГО́ГА (от греч. συναγωγή — собрание, калька с др.-евр. бет-кнесет — дом собрания) — еврейский молитв. дом. С. возникла в 1 в. н. э. Основная функция С. — не только служить домом молитв. собраний, но и быть местом общинного суда и совместной учебы. Во всех европ. языках, включая идиш и русский, С. называлась "школой".
В С. непременно должны находиться свитки Торы, как необходимая принадлежность публич. богослужения. Свиток Торы находится в спец. кивоте, называемом арон-кодеш (священный кивот). В С. должно быть также возвышение для рецитации Торы — "бима" или "алмемар" (в "восточных" общинах — "тева"). Особенности конструкции С. зависят от общины и эпохи. Синагогальное здание, как правило, символич. ориентировано на Иерусалим. Память о том, в какую сторону уходили предки из Иудеи, до сих пор проявляет себя в том, что в большинстве синагог арон-кодеш или, как он называется в восточных общинах, "гейхал" (дворец) находится у вост. или зап. стены в зависимости от первонач. направления миграции. Например, в Баку ашкеназская С. и С. горских евреев расположены на двух соседних улицах, при этом первая ориентирована строго на восток, а вторая — на запад, при том что Иерусалим относительно Баку расположен на юго-западе. В традиц. ашкеназских С. бима расположена в центре зала, а сиденья по всему периметру, что делает С. зданием с преимуществ. центральной симметрией. В больших С. у европ. евреев есть также спец. помещение для женщин, женская галерея (иногда расположенная на хорах), откуда можно видеть богослужение в основном молельном зале. В небольших молитв. домах и в С. "восточных" общин помещение для женщин отсутствует, т. к. женщины там не появляются. В Вост. Европе создан особый тип ренессансных и барочных синагогальных построек: каменные, так называемые фортификационные, С. (16—18 вв.) и деревянные С. (17—18 вв.). Изнутри О, особенно деревянные, были покрыты полихромными росписями. В 19 в. синагогальная архитектура испытала влияние церк. архитектуры (преобладание осевой симметрии над центральной). В стр-ве С. часто использовался "мавританский" стиль. Влияние зап.-европ. реформизма сказалось в появлении хоральной С., в к-рой кроме молельного зала и женской галереи было специальное место для хора.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.